Главная » 2010 » Май » 23 » Профессии служащих. История. Кризис. Будущее.
08:24
Профессии служащих. История. Кризис. Будущее.
Служащие – в контексте данной статьи, это работники интеллектуального труда, отчасти формирующие класс интеллигенции. Вообще, понятие профессии служащих достаточно размыто. В одних странах к ним относят всех работников офисов, в других, преимущественно государственных чиновников. Профессии служащих разделяют на четыре категорий: административный и офисный персонал, инженерно-технические кадры, социальные работники, и прочих дипломированные специалистов (ученые, учителя, медики и т.п.). Как класс служащие появились в результате передачи собственниками части функций управления.
В ходе развития промышленного производства и усложнения функций управления и сервиса происходило постепенная внутриклассовая дифференциация. В результате верхушка класса максимально приблизилась и смешалась с собственниками, а основная масса, по сути, приблизилась к рабочему классу. Даже более, продолжительность рабочего дня служащих никак не нормируется и превышает время рабочих специальностей. Сегодня вряд ли отнести офисный персонал можно отнести к привилегированному классу.
Некоторые профессии служащих оплачиваются на уровне низко квалифицированного рабочего персонала. Высокой конкуренции привела к тому, что уровень оплаты у обеих групп находиться на одном и том же уровне. Вряд ли работу в офисе можно назвать более благоприятной и с точки зрения вредности профессии, если опасности для рабочих специальностей связана, преимущественно, с травмами и физическими нагрузками, то служащие, как правило, страдают от нервных нагрузок, стрессов и пассивного монотонного труда.
На сегодняшний день, единственное значимое отличие двух групп в уровне образования. Таким можно констатировать, что стереотип о превосходстве профессий служащих над рабочими специальностями не имеет никаких оснований. Более того, в кризис, именно служащие оказались наиболее уязвимой группой и сейчас столкнулись с существенным превышением предложения над спросом на рынке труда. По сути, остался только один островок стабильности для служащих это государственная служба и работа в бюджетной сфере.
Отдельно нужно отметить, что в кризис, для России обострился вопрос формирования и существования среднего класса в принципе. В большей части состоящий из высококвалифицированных служащих, средний класс столкнулся с тем, что именно его доходы стали предметом для экономии. Проблема усугубилась еще и тем, что по меркам цивилизованного общества российский средний класс, и до кризиса, был скорее «бедным» чем «средним». Ну, если не сгущать краски то именно кризис 2009 это хороший способ для служащих подумать не только о промах государственной политики, но и о перспективах выбранной профессии.
Задуматься над выбором профессии стоит не только из-за кризиса, но и ввиду активного развития информационных технологий. По сути именно компьютеризация, возможность принимать специалистов, работающих удаленно может привести к дальнейшему сокращению вакансий для работающих в офисе. Угроза по сокращению вакансий для служащий, схожа с ситуацией в которой могут оказаться рабочие профессии при дальнейшей автоматизации и роботизации производственно-технологических процессов, которые кстати сказать во многом продвинуться вперед благодаря Интернет коммуникациям и компьютерным технологиям.
К слову сказать, в Международной академии исследования будущего прогнозируют, что через лет 10 спрос на многие традиционные служебные специальности существенно снизится. По мере увеличения дефицита открытых вакансий будет увеличен спрос на социальные профессии и работу в развлекательной индустрии: помощников учителей, ассистентов медиков, экологов и аниматоров. По мнению ученых-социологов, равно как в прошлом рабочие сменили квалификацию на роль служащих, так в недалеком будущем служащие перейдут в разряд социальных работников.